Успешная попытка государственного переворота в Казахстане будет иметь самые серьезные последствия не только для этой страны, но и для всех остальных постсоветских республик, включая саму Россию и соседнюю Белоруссию. Дело в том, что нынешние драматические события наглядно продемонстрировали невозможность мирного «транзита» власти внутри правящих элит.
Майдан «по-казахстански»
Почему мы говорим о госперевороте в Казахстане как об успешно совершившемся событии, несмотря на то что страны ОДКБ направили туда на помощь своих миротворцев, а местные силовики постепенно давят боевиков?
Да потом, что в Казахстане одновременно произошло два переворота, успешный и неуспешный.
Необходимо пояснить, что имеется в виду. Под безуспешным госпереворотом мы подразумеваем попытку совершить «цветную революцию» снизу, силами организованной толпы и вооруженных боевиков. После прямого открытого вмешательства со стороны России и Белоруссии и показном нейтралитете США и Турции можно говорить о провале «казахстанского Майдана».
Но одновременно с этим в стране произошел крайне успешный верхушечный переворот.
Воспользовавшись неразберихой и бегством местных элит из Казахстана, президент Токаев буквально за несколько дней «зачистил» клан первого президента Назарбаева, отстранив всех его родственников и назначенцев, а также его самого с пожизненной почетной должности председателя Совета безопасности, которая перешла к его «неблагодарному» преемнику. Новые власти уже демонстративно прекратили использование нового названия столицы Нур-Султан, которая еще недавно называлась Астаной.
Сам Нурсултан Абишевич в настоящее время находится в вынужденной эмиграции в Швейцарии.
Как же так вышло, что эпоха Назарбаева и его клана заканчивается столь стремительно и бесславно?
Проблема «транзита власти»
Главной проблемой всех постсоветских режимов является то, что финансовое благополучие и безопасность правящих кланов полностью завязаны на персону «вождя». В России это Владимир Путин, в Белоруссии – Александр Лукашенко, в Казахстане – это был Нурсултан Назарбаев.
Считалось, что только стоит потерять власть, как вчерашний любимец тотчас потеряет все, а с ним - и его окружение. Нынешние события в Казахстане лишь подтвердили на практике эти теоретические выкладки.
Нурсултан Абишевич стал первым из череды несменяемых президентов, который попытался уйти мирно.
Он выстроил особую конструкцию разделения власти, сохранил за собой, как ему казалось, рычаги управления и контроля, отдав в 2019 году добровольно президентское кресло своему преемнику Касым-Жомарту Токаеву. В 2022 году «неблагодарный» Токаев «кинул» своего благодетеля, воспользовавшись неразберихой в стране. Не исключено даже, что между верхушечным переворотом и уличной составляющей «газового Майдана» все же была некая связь.
Что дальше?
«Транзит» отменяется?
Успешный, как казалось, пример Казахстана явно вдохновил Владимира Путина и Александра Лукашенко на аналогичные реформы.
Так, летом 2020 года в России прошло голосование по поправкам в Конституцию, которые дали Владимиру Путину возможность переизбраться еще на два шестилетних президентских срока либо пересесть в кресло председателя Государственного совета, оставив президентское своему преемнику.
В настоящее время схожие поправки в Конституцию Белоруссии пытается провести президент Лукашенко. Предполагается, что он сам сможет уйти с поста главы государства, пересев в кресло главы Всебелорусского народного собрания. Считалось, что из ВНС Александр Григорьевич сможет присматривать за своим преемником, сохранив фактический контроль над страной.
И вот теперь, судя по всему, все эти планы пойдут коту под хвост. События в Казахстане показали, что «преемник», казавшийся лояльным «тихоней», может в удобный ему момент вонзить нож в спину или пониже, послав «благодетеля» вместе с его ненасытным окружением куда подальше.
После состоявшегося верхушечного переворота в Казахстане вероятность того, что Владимир Путин и Александр Лукашенко будут оставаться в кресле президентов пожизненно, приблизилась к 100%.
Обнародовать видео