Крайне неоднозначные результаты президентских выборов в Белоруссии поставили вопрос о легитимности избранного главы государства. Их не признали ни соседние европейский страны, ни значительная часть белорусского общества.
Тем не менее президент Лукашенко при недвусмысленной поддержке Кремля у власти устоял, но был вынужден пообещать своему народу некие конституционные реформы, а также сменяемость главы государства.
И вот тут возникает главная интрига...
Создается впечатление, что Александр Григорьевич по-прежнему сильно не хочет никуда уходить и потому готов применить в Беларуси опыт своего российского коллеги Владимира Путина.
Понятное дело, что «обнуление» через переписывание Конституции РБ у Лукашенко теперь не прокатит, но при анонсированной трансформации Основного закона туда можно «зашить» и другие полезные ему поправки.
Так, например, в России конституционным органом с недавних пор стал Государственный совет, который с полным на то основанием считается «запасным вариантом» для президента Путина в 2024 году, когда истечет его очередной срок.
В рамках обычного федерального закона в любой момент теперь можно расширить полномочия Госсовета за счет передачи их от других органов власти: президента, правительства, даже некоторых надзорных и судебных органов.
В кресле главы Государственного совета можно держать контроль над всеми процессами в стране, фактически ни за что не отвечая.
Формула очень удобная, поэтому многие наблюдатели заподозрили президента Лукашенко в намерении создать некую аналогичную конфигурацию за счет Всебелорусского народного собрания (ВНС):
Если мы снимаем некоторые обязанности с президента, их же надо куда-то передавать… У нас есть Всебелорусское народное собрание.
Правда, вскоре после этого он начал оправдываться, заявляя, что ни о чем таком и не помышлял. По его словам, никаких «бешеных полномочий» у ВНС не будет. Однако червячок сомнений все же остается.
Дело в том, что Собрание является высшей формой представительной власти в Белоруссии, собираемой раз в 5 лет. Скажем прямо, на реальный орган власти это точно не тянет, поэтому ВНС в любом случае придется трансформировать. Первым этапом будет упоминание его в Основном законе, что придаст ему конституционный статус. А дальше…
А дальше дело техники: его полномочия можно будет спокойно расширять и дальше в рабочем порядке.
Даже если это в итоге разойдется со словами президента Лукашенко, то ему стоит воспользоваться формулой российского коллеги, заявив, что «ситуация изменилась, и он потому просит отнестись с пониманием».
Обнародовать видео